ЕЗОВА С.А.

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
БУДУЩИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ

В психологическом просвещении библиотекарей в специальной печати все больше внимания уделяется трансактному анализу (ТА) (И.А. Мейжис, С.А. Езова и др.), вооружившись которым специалист способен осознать свои взаимоотношения с пользователями и коллегами, тактику межличностного взаимодействия, обусловливающих во многом результативность библиотечной деятельности.

Овладение студентом ТА позволит ему профессионально осмыслить свое актуализированное Эго-состояние, из которого он направляет свой стимул в адрес пользователя, его Эго-состояние, виды трансакций (взаимодействий).

Ознакомив студентов с сутью каждого состояния: (Родитель (Р)), Ребенок (Ре)), Взрослый (В)), распознаем с помощью теста "Трансактный анализ общения", в какой последовательности выстроены эти три позиции у каждого студента, т.е. определяем его формулу. Например, сочетание ВРеР свидетельствует о том, что студенту присущи ответственное, объективное отношение к людям. К тому же он не лишен в общении детской непосредственности, творческого порыва и других проявлений Ребенка.

Разыгрывание ситуаций библиотечного общения на практических занятиях, многоаспектный анализ студентами различных Эго-состояний способствуют выработке у них навыков вхождения в то или иное состояние или определения состояния партнера по общению.

Как выясняется, формула, в которой на первом месте-позиция Взрослого, принадлежит менее пятидесяти процентам студентов (изучено более 200 человек за последние три года).

ТА библиотечных диалогов (более тысячи) в массовых и вузовских библиотеках, проводимый студентами под руководством автора на протяжении 1992-1994 гг., выявил, что позицию Взрослого занимают чуть более половины библиотекарей.

В позиции авторитарного Родителя или Ребенка студент-практикант, манипулируя иногда пользователем, допускает скрытые трансакции, т.е. на социальном уровне он общается как Взрослый, а на психологическом в качестве Родителя или Ребенка (определить это можно через интонацию). Если скрытые трансакции следуют друг за другом, то налицо психологическая игра (Э. Берн).

Эффектным способом диагностики профессионального поведения студентов во время производственной практики в отделах обслуживания является идентификация диалогов студентов (в качестве библиотекарей) и пользователей с классическими психологическими играми.

Обучение студентов ТА способствует созданию у них мотивации к формированию, развитию у себя позиции Взрослого в профессиональном общении.

Овладению системой этических ценностей Взрослого должен способствовать весь цикл изучаемых в высшей школе дисциплин. В рамках курса "Библиотечное общение" делаются попытки научения студентов некоторым путям воспитания Взрослого:

1. Студентами диагностируются через систему проблемных вопросов их состояния Родителя и Ребенка, их плюсы, которые можно использовать во благо Взрослого (показываются пути их реализации).

2. Отрабатываются важные для библиотекаря умения слушать, задавать вопросы собеседнику, создавать "доминанту на лицо Другого", заключать контракт с самим собой по формированию значимых для библиотекаря привычек, личностных качеств.

3. Выявляются по печатным источникам, изучаются и осваиваются методические приемы вхождения в позицию Взрослого от тривиальных: сосчитать до десяти до "психологического айкидо" (М. Литвак), парадоксальной интенции (В. Франкл), ассертивного подхода (В. Каппони, Т. Новак) и др.

Hosted by uCoz